РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ И ДРУГИЕ УСЛУГИ:
Новостная лента
- Главная
- /
- Новостная лента
- /
- Печатная продукция
Печатная продукция
02.03.2017
Печатная продукция от Рима до офсета
Первым прообразом печатной продукции в истории человечества можно считать переписывавшиеся от руки свитки «Ежедневные дела римского народа», которые вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Бумаги в Древнем Риме не было, поэтому газеты представляли собой деревянные дощечки, в то же время вся необходимая информация достигала адресатов. По требованию Юлия Цезаря на эти дощечки попадали, например, отчеты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.
Зато в Китае, где согласно преданию, в 153 году нашей эры министр земледелия Тцай-Лунь рекомендовал согражданам применять для письма бумагу «ши», изготовленную из волокон древесины «бумажного деревца», появилась первая настоящая газета. «Столичный вестник», выходивший в Китае еще в VIII веке, «печатал» указы императора и сообщения о важнейших событиях. В то же время, несмотря на изобретение бумаги, технологически газетное дело было трудным, доска, на которой вырезали иероглифы, которые потом покрывали тушью, быстро приходила в негодность.
Китайская бумага долго шла в Европу, только к XII веку она достигла Каира. Затем через Грецию, Венецию и Испанию она стала попадать к европейцам. В течение XIII и XIV веков открылись «бумажные мельницы» в Италии, Франции, Германии, Голландии. А к XIV-XV векам бумага уже получила прочное распространение в Европе. Наконец, немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг в середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. Отныне текст и изображения можно было размножать без переписчиков.
В Германии появилась и первая напечатанная газета (рукописные, как и наполнявшие их информационные агентства вовсю работали в Венеции). В середине XVII века в Лейпциге начали издавать ежедневную, а потом и еженедельную газету. В то же время, на лавры первой газеты претендуют Париж и Страсбург, где также проживал упомянутый Гутенберг.
Конечно же, Петр I стал первым издателем газеты в России, иногда император и лично проводил корректуру. Днем российской печати считается дата первого сохранившегося выпуска этой газеты - 2 (13) января 1703 года. Газету принято называть «Ведомостями» по наиболее распространенному варианту заголовка. Эта газета не имела постоянного тиража, периодичность выхода зависела от работы почты, доставлявшей иностранную прессу, степени загруженности переводчиков Посольского приказа и свободных типографских мощностей. Кроме Москвы, отдельные номера «Ведомостей» издавались и в Петербурге.
Технологии стремительно росли с развитием промышленности и предпринимательства в XIX и XX веке. В области печати прорыв совершила пишущая машинка, изобретенная в 1867 году. Хотя патент на это изобретение королева Великобритании Анна выдала Генри Миллю еще в начале XVIII века. Но создателем первой серийно выпускаемой и коммерчески успешной печатной машинки стал американец Кристофер Лэтем Шоулз. Стоит отметить, что всего на пару лет от изобретателя из Висконсина отстал русский изобретатель Михаил Алисов, представивший в 1870 году наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец».
Любопытно, что Лейпциг стал местом, откуда пошла не только первая газета, но и офсетная печать. В 1904 году Каспар Херрманн и Айра Вашингтон Рубель запатентовали 6-красочную листовую офсетную печатную машину (ранее были заявлены патенты от Роберта Ф. Роджерса и Л.С.Морриса). Первая немецкая листовая офсетная печатная машина, получившая название «Triumph», имевшая формат печати 40х60 см и скорость работы до 5000 отт/час, с осени 1907 года демонстрировалась в работе в Лейпциге.
Таким образом, в конце XIX и начале XX веков под воздействием совокупности факторов периодическая печать наконец-то обрела по-настоящему массовую аудиторию. Ликвидация безграмотности и медленное, но верное уменьшение рабочего времени расширило аудиторию читателей газет и потребителей печатной продукции в целом. Газеты с огромными тиражами начали играть важнейшую роль в жизни общества. В то же время и реклама, как двигатель торговли, стимулировала развитие СМИ. Печать все чаще рассматривалась рекламодателями как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. Доходы от рекламы в западных СМИ на рубеже XIX-XX веков занимали все больше места в общем доходе изданий, уже к 1910 году доходя до 65%. Газетный бизнес становился все более прибыльным и неудивительно, что уже в начале прошлого века число ежедневных газет во Франции и Англии достигло нескольких сотен, а в США их было 2 тысячи. Трудно было найти город без собственной ежедневной газеты.
Печатные СМИ остаются верным спутником человека и сейчас, в век телевидения и интернета. Просто полосы монитора стали еще одним средством, с помощью которого люди получают информацию, вместо римских дощечек и берестяных грамот Великого Новгорода. Но при этом, индустрия печатной продукции продолжает оставаться одной из важнейших отраслей экономики.